Еще одна история о возрождении Зам-Зама


Ал-Факихи рассказывает так: рассказал нам Абд Аллах ибн Имран ал-Махзуми, который сказал, что им рас­сказал Са’ид ибн Салим, который сказал, что им рассказал Усман ибн Садж, который сказал, что дошел до Них рассказ от Посланника Аллаха , со слов Вахба ибн Мунаб — биха, который рассказал, что Мекка была местом, в котором не было ни воды, ни какого-либо жилья до тех пор, пока не открыл Аллах для Исмаила Зам-зам — и Мекка заселилась. И, когда появилась вода, пришло сюда племя джурхум из Йемена. И если бы не эта вода, которую открыл Всевышний Аллах для Исмаила, то никто не жил бы здесь до сих пор. Усман сказал (и это отметили некоторые другие ученые), что Зам-зам еще называли «существовавший раньше» и что он был ударом ноги Джибрила и стал питьем для Исмаила. Джибрил утешил его этой водой в тот день, когда он и его мать страдали от жажды. Ибрахим же откопал этот колодец позже.

Ученые говорят так: племя джурхум использовало эту воду для питья и постепенно осело здесь. Когда же их отношение к святыне (Каабе) стало неуважительным и оскорбительным, когда они разграбили ее сокровища, где тайком, где в открытую, когда дошли в своих грехах до невозможного — тогда источник Зам-зам стал постепен­но истощаться. И иссяк. Это место постепенно исчезало и засыпалось, век за веком покрываясь слоями земли, оставляемыми проходящими по нему селями, до тех пор пока не исчезло совсем.

Амр ибн ал-Харис ибн Мадад ибн Амр ал-Джурхуми взывал к народу джурхум и увещевал их, обращая их внимание на то, что они делают и как относятся к святыне, предупреждая их, что наказание за это неизбежно и неотвратимо. Он обращался к ним:

— Воистину, Мекка — это место, не дающее приют не­честивцу. Заклинаю Аллахом, остановитесь прежде, чем придет к вам тот, который выгонит вас из нее с позором и унижением. Тогда вы будете мечтать иметь возможность совершать обход Каабы — но не сможете.

И когда они не вняли его увещеваниям, он проник в Каабу и забрал оттуда двух золотых газелей и закопал все это ночью в том месте, где находился Зам-зам. Он сделал это втайне от джурхум, так как опасался за эти сокровища. И сделал Аллах так, что покорило их племя хузаа и выгнало их из святыни. И Кааба, и Мекка находились под их управлением столько, сколько хотел Аллах. А месторасположение колодца Зам-зам забылось за давностью лет, до тех пор, пока не отдал его Аллах Всевышний в руки Абд ал-Мутталиба ибн Хашима [дед Посланника Аллаха ].

Ал-Факихи рассказывает об этом так:

И вот с чего началось это дело у Абд ал-Мутталиба. Как-то раз он спал возле Каабы, как рассказал мне об этом Иазид ибн Аби Хубайб ал-Мисри, со слов (Муртада) ибн Абд Аллаха ал-Йазни, со слов Абд Аллаха ибн Иазид ал-Гафиги, который рассказал, что он слышал, Как Али ибн Аби Талиб Рассказывал историю Зам — зама о том, как Абд ал-Мутгалибу было приказано откопать его. Али ибн Аби Талиб передает рассказ Абд ал-Мутгалиба: «Вот сплю я около Каабы, и вдруг приходит ко мне (во сне) некто и говорит: «Откопай добро». Я спросил: «Что значит добро?» Потом он ушел от меня, и я продолжал спать. И на следующий день, когда я также спал в этом месте, он снова пришел ко мне и сказал: «Откопай Его добродетель». Я спросил: «Что значит «Его добродетель»»? На следующий день я опять спал там, и он опять пришел ко мне и сказал: «Откопай Зам-зам». Я спросил: «Что значит Зам-зам?» Он сказал: » Не иссякает и не иссушается, поит паломников Великого, он находится между содержимым желудка и кишок и кровью (жертвенных животных), возле клюва белоногой вороны, возле муравейника».

Али ибн Аби Талиб продолжает: и вот когда ему было растолковано значение этого колодца и было указано его местоположение, он понял, что этот сон — правда. Тогда он взял мотыгу и отправился туда рано утром вместе со своим сыном ал-Харисом ибн Абд ал-Мутталибом [а у него в то время не было других сыновей, кроме него]. И вот когда показался ил, Абд ал-Мутталиб закричал: «Аллаху Акбар!». А курайшиты поняли, что он наконец нашел то, что искал. Они пришли к нему и сказали:

— О Абд ал-Мутталиб, это наше наследство от нашего отца Исмаила, и у нас есть в нем своя доля. Поделись с нами.

Абд ал-Мутталиб сказал:

—Не сделаю этого. Это дело поручено мне и, значит, принадлежит мне.

Они продолжали:

— Поделись с нами. Мы не оставим тебя в покое и будем требовать свою долю.

Абд ал-Мутталиб сказал:

— Тогда выберите кого-нибудь, кто рассудит между нами. Вы согласны обратиться к жрице племени Са’д ибн Хузейм?

Они сказали:

— Хорошо.

Эта жрица была самой почитаемой на земле Шама.

И вот Абд ал-Мутталиб и группа людей из рода его от­ца — потомков Абд ал-Манафа, которые должны его со­провождать, оседлали своих верблюдов. Оседлали своих верблюдов и представители из всех других родов племе­ни курайш. Отряды отправились в путь. Местность же, по которой им предстояло совершить переход, была в то время пустыней. Вдруг среди пустыни закончилась вода у Абд ал-Мутталиба и его спутников. Жажда стала на­столько сильной, что близкая смерть стала для них оче­видной. Тогда они попросили воды у тех, кто шел рядом с ними из курайшитов. Но те отказали, сказав, что путь лежит через пустыни и они не хотят, чтобы их постигло то же, что постигло людей Абд ал-Мутталиба.

Тогда Абд ал-Мутталиб сказал своим спутникам, что­бы каждый выкопал для себя могилу, пока еще остались силы, и пусть каждый хоронит своего товарища, пока не останется последний — а потеря одного человека мень­ше, чем потеря всех. Они сказали:

— То, что ты приказал нам сейчас, — это благо.

И каждый из них выкопал себе яму, и они сели и стали ждать своей смерти.

Потом вдруг Абд ал-Мутталиб сказал, обращаясь к своим друзьям:

— И мы вот так бросаем себя в руки смерти? И даже не хотим идти, и вообще ничего не хотим?

Они снова отправились в путь и продолжали идти, по­ка не выбились из сил. А те из курайшитов, которые шли рядом, все время за ними наблюдали: что же те делают? И вот когда Абд ал-Мутталиб подошел к своему верблюду, сел на него, и в тот момент, когда пристегнул его, чтобы тронуться в путь, — вдруг из-под ноги верблюда забил источник пресной воды.

— Аллаху Акбар! — закричал Абд ал-Мутталиб и его спутники.

Они спешились и стали пить, стали набирать воду и заполнили ею все сосуды, которые взяли с собой. Потом он позвал других курайшитов и сказал:

— Идите к воде! Aллax уже напоил нас, и вы пейте и поите своих верблюдов.

Они пили, а потом сказали:

— Честное слово, видно, решена тяжба в твою пользу, о Абд ал-Мутталиб. Клянемся, мы никогда больше не будем оспаривать твое право на Зам-зам. Воистину, Тот, Который напоил тебя в этой пустыне этой водой, Тот на­поит тебя из Зам-зама. Возвращайся к своей почетной должности поить паломников водой Зам-зам.

И так вот получил он это знамение и наставление. Они вернулись обратно, не обратившись к жрице. И отдали Зам-зам в распоряжение Абд ал-Мутталиба.

Со слов Али ибн Аби Талиба Рассказывается, что когда Абд ал-Мутталибу было приказано откопать коло­дец, то было сказано так: «Иди, ищи пресную воду, в ко­торой нет мути».

И когда ему так было сказано, он пошел к курайшитам и сказал им:

— А вы знаете, что мне было приказано откопать Зам — зам?

Они спросили:

— А тебе было разъяснено, где он?

Он ответил:

— Нет.

Они сказали:

— Тогда возвращайся туда, где спал, и, если это было от Аллаха, то получишь разъяснение. А если было от шайтана, то он не вернется к тебе.

Тогда Абд ал-Мутталиб вернулся на свое место, лег и заснул. И снова во сне ему было сказано так: «Откопай Зам-зам. Воистину, его скважина не исчезает и поит паломников Самого Великого, он — наследие твоего ве­ликого отца». И когда ему это было сказано, он спросил: «Где он?» Ему было сказано, что он возле муравейника, там, где клюет белоногая ворона.

Далее Али ибн Аби Талиб рассказывает, что Абд ал — Мутталиб вышел рано утром вместе со своим сыном ал — Харисом [а у него не было в то время других сыновей], они нашли муравейник и нашли ворону, которая клевала между двумя идолами [Асаф и Наиля]. Он принес мотыгу и сказал:

— Давай копать, где нам приказано.

И когда курайшиты поняли, что его намерения серьез­ны и он не шутил, пришли к нему и сказали:

— Знаешь, мы не звали тебя копать между этими идо­лами, возле которых мы закалываем своих жертвенных животных.

Абд ал-Мутталиб сказал ал-Харису:

— Дай мне, я буду копать. Клянусь, я завершу то, что мне было приказано.

И когда курайшиты поняли, что он не перестанет копать, оставили его в покое. И не успел он немного откопать, как показалось дно. Он и его сын воскликнули: «Аллаху Акбар!» и поняли, что то, что им было сказано — это правда. Абд ал-Мутталиб продолжил копать колодец, пока не нашел в нем две золотые газели из Мекки. В этом же колодце они нашли мечи без ножен, кольчуги и оружие.

Курайшиты сказали ему:

— В том, что ты нашел, есть и наша доля, и у нас есть на это право.

Он сказал:

— Нет. Однако предлагаю все пополам — и бросим на это стрелы [то есть будут разыгрывать эти половины, гадая на стрелах].

Они спросили:

— А как мы это будем делать?

Он сказал:

— Я сделаю две стрелы для Каабы, две стрелы для се­бя и две стрелы для вас.

Они сказали:

— Это — справедливо.

И он сделал две желтые стрелы для Каабы, две черные

— для себя и две белые — для курайшитов. Потом он приказал раздать стрелы — каждому свои, чтобы начать гадание по ним возле идола, которого называли Хубал [этот идол находился в глубине Каабы и считался самым Важным из идолов].

И там Абд ал-Мутталиб обратился к Аллаху Всевышнему:

— О Аллах, ты Властитель Прославляемый, Ты — Создающий и Ты — Возвращающий, от Тебя — то, что получаем по наследству, и то, что приобретаем. Дай нам понять сегодня то, что Ты хочешь.

И они приступили к гаданию. Вышли две желтые стре­лы на двух газелях для Каабы, вышли две черные стрелы на мечи и кольчуги для Абд ал-Мутталиба, а стрелы курайшитов остались. Абд ал-Мутталиб отдал доставшиеся ему мечи на оформление двери Каабы. То же самое сделали люди его племени, отдав на это одну из

Доставшихся им газелей. И это было первым золотом, которым была [теперь] украшена Кааба. А другую газель поставили в специальное углубление в Каабе, сделанное для подношений, и там же над этим углублением стоял идол народа курайш — Хубал. Эти газели находились в Каабе, пока их оттуда кто-то не взял и зачем — не известно.

Вот так еще раз появился Зам-зам.

Понравилась статья? Добавь в закладки:



© Copyright islammed.ru
@Mail.ru