Время, наиболее предпочтительное для проведения Хиджамы


Временных ограничении нет. Ученые говорили, что это действие может совершаться в любое время, когда есть оздоровительная или профилактическая потребность. В нескольких хадисах имеется упоминание 17, 19 и 21 чисел лунного календаря.18 Также упоминается некоторая нежелательность делать это по вторникам.

Исламские медики рекомендовали делать кровопускание во второй половине или в третью неделю лунного месяца.

Необходимо отметить, что богословы-мухаддисы, практически в один голос, говорили о несоответствии всех хадисов, где упоминаются временные ограничения по кровопусканию, условиям достоверности. См., например: Аль-’Аскаляни А., «Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари», т. 11; аш-Шавкяни М., «Нейяь иль-автор».

Но, имам аш-Шавкяни дал по ним очень важное богословское пояснение: «Хадисы, упоминающие временные ограничения по кровопусканию, не соответствуют условиям достоверности. Однако, с точки зрения практического применения, они полеты и применимы, так как их несколько, и они не касаются основ вероисповедания и религиозной практики, не устанавливают и не отменяю! религиозные каноны». См.. Аш-Шавкяни М., «Нейль аль-автар».

Днем, во втором или третьем часу. Не после бани или иных нагрузок. Не на полный и не на голодный желудок.20

Было передано от Ибн ’Аббаса, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Лучшее время для лечения кровопусканием — это 17-е. 19-е и 21-е (месяца)» 21

Было передано от Анаса ибн Малика, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто хочет лечиться кровопусканием, пусть он делает его 17-го, 19-го и 21-го, чтобы кровь не текла слишком обильно и не убила его».22

Абу Хурайра передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто лечится кровопусканием 17-го, 19-го и 21-го. тот будет излечен от всех болезней«27,

Хотя данные хадисы приведены из различных источников и может быть, в некоторой степени являются слабыми, они, тем не менее, подкрепляют друг друга.

Имам Ибн аль-Кайим сказал: «Эти хадисы совпадают с тем, в чём согласны доктора — что кровопускание следует Проделывать во второй половине месяца, и что третья четверть месяца лучше, чем начало или конец. Но если кровопускание сделано но необходимости, оно всё равно благотворно в любое время, даже в начале или в конце. Аль-Халлал сказал: Исмах ибн Исам сказал мне: Ханбал сказал мне: Абу ’Абдаллах Ахмад ибн Ханбал лечился кровопусканием всякий раз, как его кровь повышалась, вне зависимости от времени этого…

Они не одобряли совершение кровопускания на полный желудок, потому что это могло привести к непроходимости и к мучительным болям, особенно если еда была тяжёлой и плохой…. Выбор времени, упомянутый выше, является дополнительной предосторожностью, чтобы не ошибиться и сохранить здоровье, но если приходит время излечить недуг, во время необходимости, его (кровопускание) нужно проделать».

Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: «Согласно докторам, наиболее действенное кровопускание, это когда оно делается на второй или третий час после связей или принятия ванны г. е. ни на полный, ни на пустой желудок. Относительно особых дней, назначенных для кровопускания, было передано в хадисе от Ибн ’Умара: Ибн Маджа’, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: „Натачайте кровопускание, да благословит вас Аллах, по четвергам, и натачайте кровопускание но понедельникам и вторникам, но избегайте кровопускания по средам, пятницам, субботам и воскресениям“. Это было передано двумя иснадами даиф, и есть третья версия также даиф. переданная аль-Даракутии в аль-Афраде. Он также передавал это иснадом джайид от Ибн ’Умара, но он мавкуф (иснад кончается на сахабах). Аль-Халлал передал, что Ахмад не любил кровопускание в вышесказанные дни, хотя хадис не был даже подтверждён».

Говорится, что один человек лечился кровопусканием в среду и у него развилась проказа, потому что он пренебрёг хадисом. Абу Дауд передал от Абу Бакра, что тот не любил кровопускание по вторникам и говорил: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: „Вторник — это день крови, в этот день есть час, когда кровь не останавливается “».

Доктора согласились в том, что кровопускание во второй половине месяца, особенно в третьей четверти, наиболее благотворно, чем кровопускание в начале или в конце месяца. Аль-Муваффак аль-Багдади сказал: «Тело источает ток (крови) с силой в начале месяца и успокаивается в конце, поэтому лучшее время для того, чтобы позволить крови течь, это середина месяца».

Из вышесказанного ясно, что хадисы, которые выделяют определённое время, взятые вкупе, указывают на то, что есть некое основание этого, особенно после того, как слова докторов оказались в согласии с этим. Если 17-е, 19-е или 21-е числа месяца хиджры выпадают на четверг, то это лучшее из возможного времени для кровопускания, но это не для того, чтобы сказать, что нехорошо его проделывать в другое время. Как форма врачевания, кровопускание не следует ограничивать к какому-либо особому времени, его следует совершать, как только возникнет необходимость у больного.

18 В св. х. имама ат-Тирмизи есть два хадиса, где упомянуты эти числа: «Пророк Мухаммед делал кровопускание в верхней части спины меж лопаток и на шее. Происходило это в семнадцатый, девятнадцатый или двадцать первый день [лунного календаря»; «Лучше всего вам делать кровопускание семнадцатого, девят-надцатого или двадцать первого». См.: Аль-Бага М., «Мухтасар сунан ат-тирмит», хадисы №. 2052, 2054.

19 В св. х. имама Абу Дауда упоминается о нежелательности кровопускания по вторникам. См.: Абу Дауд, «Сунан абу дауд». т. 4. с. 8, хадис № 3862. Пояснение к хадису идентично пояснению, приведенному в предыдущей сноске.

См.: Аль-’Аскаляни А.. «Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари». т. 11. стр. 296-297; аш-Шавкяни М.. «Нейль аль-автар». т. 10.

21 Ат-Тирмичи, 2054, иснад — деиф.

22 Ибн Маджа’, 3489, есть некоторая слабость.

23 Абу Дауд, 3861; аль Байхаки, 9/340, иснад — хасан.

Понравилась статья? Добавь в закладки:



© Copyright islammed.ru
@Mail.ru