Что говорит ислам о Хиджаме, о пользе и времени, когда его следует делать


’Абдалла ибн ’Аббас рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды сказал: «Ночь, в которую ангелы из ангелов Аллаха перенесли меня, не прошла без того, что все они говорили мне: „Ты, о Мухаммад, должен делать кровопускание (хиджама)!“»

Версия этого хадиса, рассказанная Ибн Мас’удом, звучит так: «О ночи, в которую он был перенесен, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что ангелы из ангелов Аллаха все время напоминали ему: «Прикажи своему народу делать кровопускание!»

Аль-Бухари приводит хадис о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды сказал: «И меде и кровопускании (хаджм) — лекарство».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если усилится жар, то прибегните к кровопусканию и тогда ни в одном из вас не вскипит (ятабайгк) кровь, убивая его».

Ибн ’Аббас утверждал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) однажды сказал ему: «Кровопускание удаляет кровь, придает гибкость позвоночнику (ас-сульб) и проясняет зрение».2

Ибн ’Аббас также говорил, что при мигренях (шакыка) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал себе кровопускание из головы.

Этот хадис передал «ат-Тирмизи. отметив, что он — достоверный и что последняя фраза принадлежит именно ему. Хадис передавали также Ибн Маджа’ и аль-Хаким. который сказал, что иснад хадиса -верный.

Согласно хадису, переданному Джабиром ибн ’Абдалла, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если и есть в каком-либо из ваших лекарств благо, так это в надрезе для кровопускания, глотке меда или прикосновении огнем. Я же предпочитаю делать себе прижигание»4

Джабир рассказывал, что при вывихах и растяжениях (уас’) посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал себе кровопускание из бедра.5

Анас ибн Малик рассказывал, что при болях в ноге посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание из наружной поверхности стопы.

Было передано от Ибн ’Аббаса, что Пророк (да благос¬ловит его Аллах и приветствует) говорил: «Лучшее время для лечения кровопусканием — это 17-е, 19-е и 21-е (месяца)«1

Данные хадисов:

1. Рекомендации, данные ангелами Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и его народу, по всей вероятности указывают на то, что кровопускание оказывает воздействие на очищение душ и укрепление духа, так как ангелы приказывают то, что приказал им Аллах.

2. В кровопускании и меде есть то. что излечивает от болезни.

3. В момент, когда температура достигает критической точки, кровопускание не даст человеку умереть от «вскипания» крови.

4. Кровопускание уменьшает кровяное давление, придаст большую гибкость позвоночнику и усиливает острогу зрения.

5. Кровопускание помогает при мигренях, некоторых заболеваниях ног и тяжелых вывихах.

6. Кровопускание надо делать в определенные дни арабского лунного календаря, а именно: семнадцатого, девятнадцатого и двадцать первого числа, которые являются лучшими и наиболее подходящими числами месяца.

7. Пророк (да благословит сю Аллах и приветствует) превозносил искусство кровопускания, считая его, наряду с пчелиным медом лучшим из лечебных средств в распоряжении сподвижников.

Требуется, провести научные исследования и эксперименты с целью:

1. Выявления зависимости между количеством крови в организме человека и появлением отклонений в его инстинктах, поведении и психике.

2. Установление, влияет ли кровопускание, сделанное при критической для температуры тела величине, на сужение капилляров, значительно по сравнению со своим нормальным состоянием расширившихся в результате физиологической реакции организма на повышение температуры, а также какие последствия для жизни человека в данном случае может повлечь отказ от этой процедуры.

3. Установление, существует ли связь между количеством крови, кровопусканием и между средними показателями воспроизводства кровяных телец, работой костного мозга, находящегося в позвоночнике, по их выделению, а также как это влияет на функцию позвоночника, его гибкость.

4. Обнаружения связи между количеством крови, кровопусканием и между наполняемостью кровеносных сосудов глаза, а также влияет ли это на состояние зрения, его острогу.

5. Изучение связи между кровопусканием и лечением мигреней и вывихов различной степени тяжести.

6. Определение связи между количеством крови в организме, расширяемостью кровеносных капилляров и между периодом обращения Луны вокруг Земли в гравитационном и радиологическом аспектах, а также влияет ли это на жизненные процессы, происходящие внутри живых существ, и, в частности, на состояние стенок сосудов и величину кровяного давления. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Целительная сила [находится] в трех9 вещах: в глотке [питье] меда, в надрезе (кровопускании)10 и прижигании. Но я запрещаю11 своим последователям использовать прижигание«.12

Многие целители и ученые прошлого говорили, что кровопускание наиболее полезно для людей с высоким давлением, в состоянии жара и при повышенной температуре, и особенно для сангвиников.13

То, что кровопускание полезно для человеческого организма бесспорно и не подвергается сомнениям. Это божественная информация, переданная через посланника Божьего, на благо людям. По всем строгим критериям хадисоведения данная информация достоверна.

На вопрос о том какова польза от данной медицинской процедуры отвечали, рассуждают и отвечают, а также будут дискуссировать и говорить медики и ученые. Кто-то из них был или будет менее правым, кто-то — более. Но факт остается фактом — кровопускание целительно и полезно для человека.

Три формы врачевания, упомянутые в данном хадисе, являются одними из основных но, безусловно, далеко не единственными. См.. например: Аль-’Аскадяни А.. «Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари», 1. 11, с. 282.

«’ В тексте хадиса применено слово „михджам“. Михджам (араб.) — это то. посредством чего делают кровопускание, например, пиявки, специальные медицинские банки или иные приспособления. См.: Аль-Фейруз ’Абадий М., „Аль-камусаяъ-мухит“, с. 1410.

» В сочетании с другими достоверными хадисами более правильно будет перевести как «не рекомендую». Ученые-богословы говорили, что прижигание допустимо только в случае крайней необходимости, когда другие формы врачевания недоступны, противопоказаны или бездейственны. См.. например: Ибн Каким аль-Джау.іииа, «Ат-тыбб ан-набави», с. 36, см.: в теме «Прижигание».

» См.: Аль-’Декадний А., «Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари», т. 11.о. 280, хадисы № 5680, 5681.

См., например: Ибн Кайим аль-Джаузийа. «Ат-тыбб ан-набави», стр. 36-37.

Опыт прошлых веков раскрывал постепенно грани практического применения этой процедуры: при каких заболеваниях и в каких именно местах делать надрезы, в какое время, сколь часто и т. д.

Осмелюсь взять на себя миссию коротко изложить и раскрыть ту достоверную информацию из пророческого наследия, которая бережно хранится учеными-богословами, а также привести некоторые комментарии и пояснения. Практические же аспекты и подробности оставим грамотным и опытным медикам и целителям.

1 Ат-Термизи.

2 Аль-Бухари.

4 Аль-Бухари, 10/139; Муслим.

5 Абу Дауд.

6 Абу Дауд, ан-Ниса’и.

7 Ат-Тирмизи, 2054, иснад — даиф.

8 «Аль-камус аль-мухитм, «Писан иль- ’Араб».

Понравилась статья? Добавь в закладки:



© Copyright islammed.ru
@Mail.ru